КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА Многих родителей волнует, как научить ребёнка-дошкольника читать, с чего начать и как не отвратить своего малыша от книжек с самого раннего возраста. Советы даёт учитель-дефектолог высшей категории МБДОУ № 448 Аверенкова Татьяна Ивановна.
Чтение - не мучение
Начните с формирования начального представления о предложении и слове. По сюжетной картинке составьте вместе с ребёнком простое предложение (желательно без предлогов), сосчитайте, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. Затем в игровой форме (при помощи хлопков, наклонов головы и т.д.) научите малыша делить слова на слоги. Когда ребёнок усвоит понятия «предложение», «слово», познакомьте его с гласными и согласными звуками. Объясните, что при произнесении гласных звуков воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград. А произношение согласных звуков связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду на пути выдыхаемого воздуха.
Начните знакомство с гласного звука а и буквы А. Попросите ребёнка придумать слова, где звук, а встречается в начале, в середине, в конце слова. Аналогичную работу проведите со звуками у, и, о, ы . Согласные буквы не называйте с призвуком гласных, например, «эр» или «ка». Иначе ребёнку трудно будет читать слог-слияние. Для лучшего запоминания букв используйте моделирование буквы из палочек, выкладывание буквы ниточкой, проволокой и т.д.
И главное – не забывайте хвалить ребёнка за успехи и не ругайте за ошибки. Умение читать – дело наживное. Ермолина О.В. Учитель-дефектолог ГРУППЫ 5 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГА, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Для того чтобы сформировать детскую деятельность: предметную, игровую, продуктивную, трудовую необходима роль взрослого, как педагога, так и родителя. Поэтому взрослые организуют для ребёнка, как в детском саду, так и в семье просмотр мультипликационных фильмов, диафильмов-сказок, разыгрывают представления, читают стихи. Это очень сближает детей и взрослых. Но особенно углубляет семейную любовь совместное творчество (изготовление поделок, выполнение домашних заданий, участие в конкурсах). В нашем детском саду в декабре проводился конкурс «новогодняя игрушка». Педагогами группы №5 было предложено родителям с детьми поучаствовать в конкурсе. На это откликнулись семьи Серёжи Б. и Полины К. родители вместе с детьми изготовили поделки. Таким образом, педагог создаёт условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.
|
Волкова Л.П. Учитель-дефектолог ГРУППЫ 2
Готовимся к школе вместе
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами. Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Как воспитывать у ребенка самостоятельность:
Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребенок должен принять для себя новую социально значимую позицию – позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения. Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности или умение произвольно управлять собой, то есть волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий. Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи. Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение. Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
Как преодолеть страх перед школой Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.
|
|
|
|