КОНСУЛЬТАЦИИ

  УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Многих родителей волнует, как научить ребёнка-дошкольника читать, с чего начать и как не отвратить своего малыша от книжек с самого раннего возраста. Советы даёт учитель-дефектолог высшей категории  МБДОУ № 448 Аверенкова  Татьяна Ивановна.

 

Чтение - не мучение

 

         Начните с формирования начального представления о предложении и слове. По сюжетной картинке составьте вместе с ребёнком простое предложение (желательно без предлогов), сосчитайте, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. Затем в игровой форме (при помощи хлопков, наклонов головы и т.д.) научите малыша делить слова на слоги.

         Когда ребёнок усвоит понятия «предложение», «слово», познакомьте его с гласными и согласными звуками. Объясните, что при произнесении гласных звуков воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград. А произношение согласных звуков связано с тем, что  губы, зубы или язык образуют преграду на пути выдыхаемого воздуха.

 

         Начните знакомство с гласного звука  а и буквы А. Попросите ребёнка придумать слова, где звук,  а встречается в начале, в середине, в конце слова. Аналогичную работу проведите со звуками у, и, о, ы .

         Согласные буквы не называйте с призвуком гласных, например, «эр» или «ка». Иначе ребёнку трудно будет читать слог-слияние. Для лучшего запоминания букв используйте моделирование буквы из палочек, выкладывание буквы ниточкой, проволокой и т.д.

 

          И главное – не забывайте хвалить ребёнка за успехи и не ругайте за ошибки. Умение читать – дело наживное.

Ермолина О.В.

Учитель-дефектолог

ГРУППЫ 5


   ВЗАИМОСВЯЗЬ

ПЕДАГОГА,  ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Для того чтобы сформировать детскую деятельность: предметную, игровую, продуктивную, трудовую необходима роль взрослого, как педагога, так и родителя. Поэтому взрослые организуют для ребёнка, как в детском саду, так и в семье просмотр мультипликационных фильмов, диафильмов-сказок, разыгрывают представления, читают стихи. Это очень сближает детей и взрослых. Но особенно углубляет семейную любовь совместное творчество (изготовление поделок, выполнение домашних заданий, участие в конкурсах).

В нашем детском саду в декабре проводился конкурс «новогодняя игрушка». Педагогами группы №5 было предложено родителям с детьми поучаствовать в конкурсе. На это откликнулись семьи Серёжи Б. и Полины К. родители вместе с детьми изготовили поделки.

Таким образом, педагог создаёт условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.

 

Волкова Л.П.

Учитель-дефектолог

ГРУППЫ 2

 

Готовимся к школе вместе

 

 

Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Как воспитывать у ребенка самостоятельность:

  1. Постоянно обогащать знания и умения детей.
  2. Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
  3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.
  4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
  5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
  6. Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
  7. Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
  8. Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

 

Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребенок должен принять для себя новую социально значимую позицию – позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения.

Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности или умение произвольно управлять собой, то есть волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

  • мотивационная готовность;
  • волевая готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • социальная готовность.

 

Как преодолеть страх перед школой

Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.

  1. Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.
  2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
  4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
  6. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.
Конструктор сайтов - uCoz