КОНСУЛЬТАЦИИ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Уважаемые родители, помните!

  1. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
  2. Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье.
  3. Речь отца, матери и всех членов семьи - это первый образец, которому подражает ребенок.

Родители!
Вы - первые учителя родного языка для своего ребенка!
Семья - первая школа!

  1. Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.
  2. Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как "ням-ням" или "бобо". Ребенку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Этим Вы задерживаете правильное развитие речи ребенка.
  3. Прививайте детям правильные речевые навыки. Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребенка говорить неторопливо, четко, выразительно, правильно произносить звуки и слова.
  4. Не перегружайте ребенка речевым материалом. Не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихотворения. При выборе книг пользуйтесь советами воспитателей.
  5. В случае заикания и задержки речи у ребенка сразу обращайтесь к логопеду.

 

Коза рогатая и Университет 

Каждый из нас хочет видеть своего малыша - отличником. Но не каждый из нас знает - как начать воспитывать своего будущего отличника.

А это простое начало, но, главное, пораньше приступить к выполнению этой задачи. То есть - когда малыш ещё совсем маленький. А в идеале - когда малыш ещё и не появился на свет. Уже тогда ему очень необходимо пообщаться. В первую очередь, конечно, с мамой.

Мы знаем, что живущий пока в животе у мамы человечек, слышит и различает голоса родителей. Поэтому многие родители разговаривают с ещё нерождённым ребёнком, поют ему песенки, вместе слушают музыку, замечая, что он то затихает (когда тихая музыка), то толкается (танцует).

В истории многих народов существуют традиции пестования детей

Например, каждое событие в жизни малыша, каждый шаг в каком-то деле сопровождаются словами - песенкой, прибауткой, сказкой.

Вот, например, купание:

Водичка течёт, младенчик растёт,

Водичка - вниз да вниз,

 младенчик - вверх да вверх!

И окатывают ребёночка водой.

В современной психологии существует целое направление пальчиковых игр, основанное на народных традициях - пальчиковый игротренинг.

Специалисты-логопеды заметили, что развитие речи малыша зависит и от активности его ручек и пальчиков.

Поэтому так полезно малышу рисовать, лепить из пластилина, глины или теста, раскрашивать, делать аппликации - всё это требует точных движений руками. И особенно - подушечками пальчиков, где расположены нервные окончания, влияющие на работу мозга и его развитие.

Следите, чтобы юные художники не выходили за края рисунка. Прививайте чувство меры, цвета, формы. Покажите, как надо сделать, слепить, как нарисовать.

Даже такое неприятное занятие, как стрижка ноготков, превратится в сказочку, в которой действующие лица - пальчики малыша:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил,

С этим пальцем щи варил,

С этим пальцем кашу ел,

А с этим пальцем песни пел.

Вот, что ещё полезно и легко: складывать игрушечные цветные пирамидки, мозаику, строить замки из кубиков, а летом - куличики из песка.

Хорошо бы заняться бисероплетением, вязанием, вышиванием. Когда подрастёт, хороша доступная домашняя работа: перебери крупу, собери в банку рассыпанный горох. Можно попробовать поучиться играть на музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано, баяне.

Играя, сделайте ребёнку массаж кистей рук и каждого пальчика отдельно--это очень полезно. Массируйте шею, шейно-ключичные мышцы, зажимы в которых являются пособниками заикания, низкой самооценки, неуверенности.

Просто - лепи, рисуй, раскрашивай...-- и ребёнок получит гармоничное развитие речи, психики, памяти, мышления, творческих способностей.

Или - мало, кто знает продолжение всем известной игры -Сорока-ворона:

А любимая всеми игра - Сорока-ворона - не заканчивалась похлопыванием бездельника-мизинца:

Ты дров не рубил,  

Ты печку не топил,  

Ты воду не носил--  

Нет тебе ничего!

Оказывается, игра имела такое продолжение. Взрослый говорил ребёнку:

- Знай наперёд - тут водичка холодненька, (и поглаживал запястье ребёнка);

- Тут водичка тёпленька, (поглаживал у локтя);

- Тут водичка горяченька, (поглаживал у плеча);

- А тут кипяток, кипяток, кипяток! (и щекотал малыша под мышкой).

В чём значение игр для пальчиков малыша?

Значение пальчиковых игр - в радости телесного ощущения малыша. Игры дают почувствовать пальчики, ладошки, локотки, плечики, то есть осознать себя! Формируется схема тела. Всё это предотвращает разные неврозы в дальнейшем. И даёт человеку в жизни уверенность и самообладание.

Недаром, такие игры встречаются у многих народов. Полезно делать массаж для снятия напряжения мышц и улучшения речи--с помощью грецких орехов:

1) Возьмите два грецких ореха. Пусть малыш покатает между ладонями в течение трёх минут;

2) Орех поместите на запястье одной руки и, легко надавливая ладонью другой руки, три минуты вращайте по кругу;

3) Катайте орехи одной ладонью по тыльной стороне другой ладони;

4) Массируйте кончики мизинцев малыша.

Поэтому - сыгранная Вами для малыша КОЗА РОГАТАЯ или СОРОКА-ВОРОНА - залог и начало его будущих успехов в обучении разным наукам.

Пальчики малыша необходимо тренировать - это скажет Вам каждый врач-логопед, каждый детский врач. Это надо делать именно для того, чтобы развить его мышление и заложить фундамент правильной речи (и дальше развить речь) малыша! Это происходит потому, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

А ещё важно помнить, что малыша надо тетешкать, то есть тормошить, похлопывать, поглаживать и пр.

И от этого он будет добрее и счастливее! Дети, не получившие в младенчестве или детстве радости от таких игр со взрослыми (в домах ребёнка), часто на всю жизнь остаются с какой-то общей безрадостностью.

Можно очень быстро сделать пальчиковые игрушки.

Достаточно, к примеру, надеть на палец юбочку и бумажный кружочек- шляпку, вот и сказочная Принцесса. Можно сделать даже пальчиковый кукольный театр по сказкам. Малышам очень нравится.

Игрушек недолжно быть много, но - Вашей любви должно быть в избытке.

 

Дислексия и дисграфия

Почему не каждому дается грамота?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма - ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б-П", "Д-Т", "К-Г", "С-З", "Ж-Ш". Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь"

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Логопеды иногда обращают внимание на "зеркальный" характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону - как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв - характерная особенность левшей.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует - ребенок должен основательно "почувствовать" отдельные звуки (буквы). Техника чтения - следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное - помнить, что дислексия и дисграфия - это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

 

Владислав БРАГИНСКИЙ,
детский психоневролог, кандидат медицинских наук,

заслуженный врач РФ

 

 

Конструктор сайтов - uCoz